Иллюзия ди-джейства

      Ди-джеи, играющие электронную музыку (во всяком случае большинство из них) занимаются по сути одним из самых отчужденных видов творчества - сведению чужих трэков. Почему столь модный вид деятельности является отчужденным от человека? Потому что продукт этой деятельности - микс (им ди-джеи так гордятся!) есть ничто иное, как чуждое личности сводильщика произведение, состоящее из чужих композиций. Как костюм, собранный из разных частей чужих костюмов вряд ли будет в действительности уютен и комфортен для его обладателя, так же и чужие песни в миксе неминуемо оказываются чуждыми для диск-жокея. Подобно тому, как несколько купленных продажных женщин никогда не заменят одну-единственную по-настоящему любимую женщину, также и микс никогда не заменит ди-джею его искреннего стремления к самовыражению в электронной музыке. Микс - не "свое целое", составляемое из "не своих" частей. Эти части ди-джей покупает, обменивает как товар на рынке. Хотя слово "как" тут неуместно: даже такая в общем-то примитивная музыка как электронная давно уже превратилась в коммерческую индустрию, на которой делаются деньги. Покупая несколько частей для микса (пластинок, дисков), ди-джей занимается трэковым гобсекством: покупает, достает, и копит, копит, копит и нет этому процессу конца и края. Ведь чем больше трэков есть у ди-джея, тем разнообразнее, и главное . оригинальнее будет его выступление. Это то же самое, как если бы Микеланджело или Рафаэль составляли свои картины из срисованных частей чужих картин, коллекционированием которых они занимались. Таким образом, оригинальность ди-джея оказывается в прямой зависимости от количества звукозаписей, от их свежести, от их раритетности и - о ужас! - от имени того человека, кто эти свежие и редкие трэки сведет. Если это сделает какой-нибудь диск-жокей Вася Пупкин - это одно. Если же это сделает точно так же как и Пупкин, какой-нибудь мега Оакенфольд или Пол-ван-Дайк (какие красивые фамилии, это ж не Пупкин!), то другое дело...
     С одной стороны, микс - суть продукт, который продается. На муз. электронных фестивалях, в клубах, на оупен-эйрах. Даже если за вход у слушателя не возьмут денег, то уж рекламой спонсоров этого фестиваля окучат клабберов как следует. С другой стороны, микс - суть целостность, составленная из не принадлежащих ди-джею частиц. Для него эти частицы - всего лишь "МАТЕРИАЛ". Это не шедевр собственных вымученных ночами бдений за синтезатором, не триумф собственной души и личных способностей, а всего лишь материал, который надо механически свести и тем самым попытаться развлечь публику. Ди-джей мнит себя творцом, но он ни более, ни менее, чем придаток собственных денег, вложенных в пластинки и мнения окружающих по поводу того, как он эти пластинки свел. Ди-джей окружает свое творчество ореолом стиля, избранности, независимости. Но и этот нимб есть ничто иное, как фантазия отчужденного от своего увлечения музыкой человека.
      Миксинг превратился в инструмент, в средство, в способ коммерческого позиционирования и инвестирования. Это уже не индивидуальный творческий процесс, это технология банального коммерческого развлечения. Благодаря отчужденному характеру творчества ди-джеев держится все производство электронного винила, этот анахронистический европейский и американский бизнес. То есть такое состояние дел, когда стремящиеся к музыке люди облапошиваются рыночной подменой приоритета собственного творчества на приоритет покупки и сведению чужого - такое состояние дел выгодно дельцам музбизнеса.
     Сущность ди-джейства как процесса состоит всего-навсего в том, что некий субъект в голове смешивая ритм ударных, выдает это смешение в эфир с помощью пары-тройки регуляторов. Так, одна песня, одна мелодия переходит в другую. Разумеется, тут еще (чтобы уж совсем не было скучно) прибавляется скрэтч и всякие мелкие штучки вроде нажимания кнопочки, ответственной за басы или средние или высокие частоты. Ди-джейство – это механика, это технология соединения. Это как две водопроводные трубы сварить (хотя мастерства для варения труб надо ой куда больше! Да и польза от соединения труб несоизмеримо выше). Впрочем, как занятие, приносящее кому-то удовольствие, ди-джеинг не оказался бы предметом нижеследующего рассмотрения, если бы он не играл такую роль в музыкальном бизнесе и в культурной жизни современной "продвинутой молодежи". Процесс этот (далее - миксинг, диджеинг) в современном своем выражении приобретает прямо таки культовый характер, я имею в виду так называемую клубную культуру клубной молодежи. Посмотрим, как себе представляют ди-джеи то занятие, которым они занимаются в контексте экономических и социально-психологических особенностей этого феномена.
     Во-первых, они полагают это серьезным творчеством,
     Во-вторых, они вкладывают в это деньги,
     В-третьих, они позиционируют себя как люди, для которых свобода и самовыражение - первостепенные ценности.

      1. Ди-джейство – никакое не творчество. Творчество есть создание человеком нового, оригинального, самобытного, неожиданного, неповторимого. Также как конвейер игрушек “Барби” не есть творчество в сравнении с делами мастера росписной атяшевской игрушки деда Коли из села Лосевка, так же и ди-джей культура не есть творчество в сравнении, скажем, с живыми выступлениями группы Underworld или Prodigy. Ди-джейство – суть посредничество между теми, кто вложил в музыку душу и время, и теми, кто хочет эту душу и время потребить; причем посредничество не только и не столько слуховое, сколько экономическое. Так как ди-джеи играют в силу разных причин на виниловых пластинках, различные звукозаписывающие компании удовлетворяют этот спрос, постоянно поставляя на рынок множество композиций, записанных на давно отжившем свой век материале. Пластинка с электронной музыкой в розничной продаже стоит 10-15 долларов, и вмешает в несколько раз меньше музыки, чем компакт-диск. (который, кстати, сегодня уступает уже технологиям ДВД и МП-3). Однако ди-джеи миксуют музыку не просто так, от душевного порыва, а делают они это исключительно для тех, кто посещает ночные клубы. Поэтому молодежный спрос на ночной отдых пораждает спрос ди-джеев на пластинки. И на том, и на другом спросе буржуазия немедленно наживается: клуб кому-то принадлежит и приносит прибыль, - чтобы прибыль от клуба не падала, хозяин предъявляет свои особые требования к диск-жокею. Тот должен обслуживать интертейнмент-интересы посетителей. Согласитесь, обслуживать посетителей, заплативших деньги, выполняя заказ хозяина клуба и быть одновременно независимым музыкантом не так уж просто, если совсем невозможно. Вот почему ди-джейство как творчество – не более чем иллюзия для тех, кто этим занимается. Ди-джейство - интересное хобби, дающее массу возможностей в общении, знакомствах с новыми людьми и приключениях, однако то же самое, в принципе, можно сказать и о проституции. Что бы и как бы не мыслил о себе ведущий современной дискотеки в большом городе в модном клубе, но хочет он этого или нет, но вынужден уподобляться Гобсеку, собирая музыкальные записи в свою коллекцию; уподобляться Нарциссу, мечтая, как поставит в клубе такую-то новую или старую свою любимую пластинку и как публика ответит возгласами; уподобляться “мелкому буржуа”, в душе надеясь, что их капитальные вложения в пластинки окупятся вознаграждением за игру в клубе. Ди-джей – если и творец, то мелкий, вздорный, в душе несчастный, видящий свой триумф лишь тогда, когда служит хозяину в привлечении в заведение людей. Ди-джей не создает ничего нового, он лишь совмещает чужие ритмы.
      2. Занятия диджеингом для dj – суть коммерческое мероприятие, которое не должно потерпеть крах, обанкротиться. Покупка виртушек, усилителей, пластинок, кейса для пластинок, слипматов, иголок и т.п. – все должно окупиться в процессе применения. В противном случае, dj ставится бескомпромиссными условиями капиталистического общества в положение творческого банкрота. Какой смысл покупать все это, если не может применить в клубе? Ладно, устроился в клуб. Какой смысл тогда играть в клубе, если тебе не платят, ведь оборудование изнашивается, время затрачивается, и деньги на пластинки уходят немалые? Значит необходимо получать деньги за игру, то есть, по сути, получать процент на приобретенный капитал – диджейское оборудование, то есть, процент окупающий усилия и обеспечивающий амортизацию. Покажите мне хотя бы одного ди-джея, кто бы согласился играть в клубе на своем оборудовании продолжительное время за бесплатно (если, разумеется, этот клуб – не его собственность)!! “Творчество”, возникающее из капитальных затрат (надо накупить как можно больше пластинок, чтобы было что играть…), продолжающееся капитальными затратами (чертовы иглы!), руководимое бухгалтерским расчетом (у меня проезд туда-обратно вместе с ночным такси – 100 р., а платят 200, черт, ползарплаты – на проезд!), и заканчивающееся крахом, если ты не окупил вложения хозяина (уволили из клуба за “не ту” музыку из-за недовольства посетителей), так вот, такое “творчество” творчеством быть перестает. Микс сам по себе есть некое соединение продуктов творчества других людей, которые ди-джеем непосредственно покупаются на рынке как товар, а затем, опосредованно по выходным "продаются" на дискотеке (включаются). А разве хозяина картинной галереи можно назвать творцом, хотя бы тот и соединял разных живописцев в одном помещении, предоставляя возможность посетителям лицезреть произведения, и еще бы и взымал плату за это? Ди-джей практически ничем не отличается от такого галарейщика. Разница состоит только в том, что любитель живописи выставляет свои любимые картины, а ди-джей включает свои любимые песни (и хорошо бы, если еще и свои любимые). Покупка музыки на пластинках сама по себе не приводит к отчуждению. Речь идет о том, превращаются ли средства развития в цели и как это происходит. Музыкант, композитор покупает синтезатор или пианино не для того, чтобы через месяц купить другой синтезатор или пианино вновь. Ди-джей же вынужден постоянно прибарахляться, покупать все новый и новый "материал" для микса. Композитор творит в стол, так как знает, что его творения обладают безусловной ценностью, независимой от настоящего времени и сиюминутного желания публики. Ди-джей никак не может творить, тем более в стол. Ди-джей - это интертейнмент. композитор - самовыражение. Ди-джей - это желающая пластинок машина, композитор - желающая полета душа.

      3. Свобода и самовыражение?? В чем? В том, чтобы поставить за одной пластинкой другую? В том, чтобы барабаны свести с барабанами? В том, чтобы с гордым видом из-за диджейской сумки на плече, до верху набитой анахронизмом под названием “винил”, проследовать средь пьяной публики за пульт? В этом свобода и самовыражение? Во власти над толпой? Это толпа властвует над диджеем в лице хозяина клуба, который незримо присутствует в каждом из посетителей, косвенно требуя отработки.

     Итак, соединив воедино все 3 аспекта, все особенности диджеинга как музыкального занятия с психологической, социальной и экономической сторон, можно сказать, что большинство ди-джеев охвачены этой иллюзией, ведутся ею, отчуждаясь от собственных творческих потенций подлинного творения. Однако, как только мы осознали эту иллюзию как иллюзию, мы понимаем: бьет час крушения этой иллюзии и становления совершенно новой, по-настоящему свободной категории людей и их творчества. Творчества, которое не служит средством приращения капитала, и людей, которые не служат капиталу ради иллюзии творчества.
      Подлинное, не отчужденное, свободное ди-джейство - это выступления с собственными трэками, с композициями собственного сочинения. Только в таком случае можно признать ди-джея МУЗЫКАНТОМ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ. Во всех других случаях ди-джей просто-напрросто жертва модных тенденций, отчужденный от самого себя и своей деятельности раб чужих творений.


8.12.2004

Отрывок полемики на эту тему на форуме crimusic.info (май 2006)

      1. "Кто-нибудь задумывался над тем, чем занимаются музыканты в симфоническом оркестре? Ответ только один: играют музыку. Какую музыку? Ту, которую сочинил композитор. Они получают от этого удовольствие? Конечно. А те люди, кто приходят на концерты оркестра, получают удовольствие? Еще бы! Иначе они бы туда не ходили. И чем лучше музыканты играют, тем больше они зарабатывают. Тем больше у музыкантов требований, как к себе лично, так и ко всему коллективу оркестра."
      1. ответ. С таким подходом, голодающий в Африке человек, получающий удовольствие от куска хлеба, и человек в московском ресторане, получающий удовольствие от лобстеров и омаров есть люди, занимающиеся одним и тем же.

      2. "Не просматривается ли тут параллель с тем, что делает диджей?"
      2. ответ. Нет тут никакой параллели. Оркестр - это коллектив, то есть слаженная совокупность обладающих искусством игры на инструментах людей, управляемых дирижером, создает гармонию звука. А ди-джей - сам по себе, ни от кого не зависит в своем процессе. Могу привести другую, действительную параллель - шарманщик и ди-джей.

      3. "По-моему, просматривается, и еще как! Диджей доносит музыку до слушателей, музыку, которую сочинил кто-то, кто хочет, чтобы его музыку доносили до народа (иначе бы он эту музыку не штамповал на виниле). В процессе, когда диджей играет, а слушатель слушает, обе стороны получают удовольствие. И чем лучше диджей освоил технику игры музыки, тем популярней он становиться, тем больше у него гонорары и тем больше у него запросы. Помоему все логично. И те музыканты, и эти музыканты. Делают одно дело."
     3. ответ. Диджей доносит музыкальный микс, а не музыку. Части этого микса он покупает на рынке. А "техника диджейской игры", если не считать тернтэйбэлизм, - тоже иллюзия. Все мои друзья и знакомые молодые диск-жокеи ни на йоту не уступают в технике миксинга ни Карлу Коксу, ни Вестбаму, ни Эрику Морило. Разница между ними (нашими отечественными ребятами и зарубежными "гуру") лишь в обладании капиталом, прирастающем на музыкальном поприще. Наши этого капитала лишены и будучи одурманены чужими райдерами, альбомами, пиарами, журнальными статьями, списывают успех на "технику диджейской игры", как будто на замечая, что их техника ничем не хуже.

      4. "А что такое музыка? Это искусство, творчество и тп. Если ты хоть каким-то боком причастен к музыке, то значит причастен и к искусству. То же, помоему, все логично. А вот уже выплеск амбиций, выпендрежа и тп - это уже личное дело каждого. Диджеи на столько разные, на сколько разные мы все. И причесывать всех под одну гребенку не стоит."
      4. ответ. Диджей не создает ничего нового, поэтому он не творит (кроме тернтэйболизма). Ведь ди-джей наивно полагает, что определенная комбинация в трансляции трэков представляет собой уникальную новизну, то есть момент его личного творчества, тогда как он всего лишь находится во власти той же самой иллюзии, как если бы галерист в своей галерее по-разному на стене развешивал известные уникальные картины и думал, что благодаря этому он сам талантливый художник.


Отрывок полемики на эту тему на форуме phubriq.ru (июнь 2006)


      1.«Диджеи создают новое звучание ,ведут танцующих по своему сету, глючат их, многие играют вживую (например, используя эбблтон) и т.д. и тп.»
      В том-то все дело и состоит, что одинаковый набор трэков на одинаковом оборудовании Вадз, Лайт, Дудкин, Кокс и Колумб сведут одинаково. Я раньше Кокса любил за его миксы. Но когда понял, что свожу сам ничуть не хуже, да никто и из других ребят не сводит как-то по-иному, то тут меня охватил ужас насчет того, чему же я поклонялся, будучи страстным читателем «Птюча» в свое время. Тому, что при желании приходит за неделю-две! В том-то и дело, что будь я слепой в клубе, я бы не различил выступление Кокса от, скажем, Вадза, ведь то и другое - сведенная технобочка, а разница только в наборе пластинок, и уж тут понятно, что у Кокса их побольше будет, ибо он сам их выпускает, потому что сам чужие таланты эксплуатирует.

      2.«И знаешь, такая ценность коммунизма, как приоритет общественного над личным…»
      Ну а что такое «личное» в ди-джействе? Пластинка купленная, да чего уж там, весь их набор в сумке – это личное? Нет, господин ves, это общественное! Вертушки – это личное? Нет, это благодаря обществу и науке вы этим пользуетесь. Может клуб – это ваше личное? Нет, это заведение, где вы продаете свой труд как диджей его хозяину, ну а аудитория клуба – это тоже социум. Вот и получается, в диджействе куда ни плюнь – везде общественное, коллективное, или чужое, частное, а вот личного-таки очень мало. А вот диджеи многие полагают, что этого личного много в их деятельности, то есть, эти диджеи находятся в иллюзии.

      3. «Думает, что оборудование диджея - это "общественное".... Оборудование - это оборудование!!! А общественное в противовес личному - это идеалы, интересы....»
     Все оборудование сделано благодаря научным достижениям физиков, химиков, инженеров, труду работников конвейера, программистов, экономистов, продавцов, грузчиков. Общественный характер производства данного рода техники налицо.
      Идеалы, интересы… - откуда они у вас? Как вы вообще научились читать, писать, считать? Как вы стали человеком-то? Личностью как стали? Благодаря кому? Родителям, воспитателям, учителям, писателям, рабочим – благодаря всему обществу. И идеалы, интересы ваши – лишь определенное отражение общественных отношений, в которых вы выросли. Родились бы в племени мумба-юмба, собирали бы в джунглях личинок на ужин и имели бы благодаря данному конкретному обществу свои идеалы, интересы. Родились бы в горном ауле, молились бы четырежды в день Аллаху, пасли овец и имели бы благодаря данному конкретному обществу свои идеалы, интересы. Но вы родились в распадающемся СССР, выросли в новой России и ваши личные идеалы, интересы – это специфическое отражение идеалов, которыми вас пичкает именно нынешняя система. Например, есть такой у вас интерес не по содержанию проблемы говорить, а по личности автора, попытавшегося проблему исследовать – вот вы такому интересу и следуете, и кто ж тут вам будет перечить – это действительно ваше «личное», то есть то, что воспитано нынешним обществом, его образованием, его отчуждением, дебилизацией, эгоизмом.

      4. «он даже не знает, что свести одинаково два трека практически невозможно из-за количества вариантов, техник и способов!»
      Это то же самое, как галерейщик удивляется, что ведь можно картины в его галерее по-разному вешать: прямо и криво, на белом и черном фоне, под музыку и без, с ярким освещением и без. … Качают ли миксы сами диджеи? Серьезно ли слушают они миксы других ди-джеев? Не более чем в качестве фона вечера, качество которого априори каждый диджей считает ничуть не лучшим, чем то, на что способен он сам. …Никогда не забуду мрачно-озадачно-одухотворенное настроение DJ Яди на Казантипе 2004, когда он искал возможности самому выступить. Интересно ли ему было слушать «варианты, техники и способы» других счастливчиков, которые ничуть не лучше него самого выступали на ТП «Евро»? Да ничего подобного! Он стремился прорваться сам. Опять же, неужели благодаря каким-то там свои уникальным «вариантам, техникам и способам»? Да нет конечно.
      ....
      Главная функция, благодаря которой мы персонифицируем ди-джейство, благодаря которой мы выделяем тех или иных диск-жокеев среди других – это подборка трэков в миксе. Мы любим диджеев за то, что они подбирают ту музыку, которая нам нравится, а не наоборот – нам нравится та музыка, которую подбирает ди-джей. И вот эта единственная основная фунция диджейства как явления существует лишь постольку, поскольку она служит средством приращения денежного мешка, инструментом увеличения капитала. В обществе, уничтожающем классы, уничтожающем частную собственность на средства производства, диджейство перестает быть средством в руках капитала. Ди-джеи начинают осознавать подлинный потенциал своей деятельности вне капиталистических отношений. Безусловно, это - постепенная ломка всего общественного сознания, которая ни за один день и ни за один год произойдет. Но она происходит уже сейчас. С развитием производительных сил, появлением новых технологий передачи, хранения и воспроизведения музыки, диджейство все больше сталкивается с необходимостью определиться по отношению к самому себе; чтобы перестать быть унифицированной стандартизованной процедурой оно вынуждено становиться из инструмента капитала в инструмент композитора. В противном случае молодым людям остается тешиться иллюзией, что диджей – творец и художник.

     
Дополнение от 10.10.2006

      Несколько уточняющих штрихов к обозначенной выше теме - в подтверждение моих тезисов. Стенограмма передачи "Монитор". (ориент. 2001 г., выделение заглавным - мое) "Добрый день, вечер или утро. С вами радиопрограмма "Монитор", предоставленная компанией "Дискоксид". Я, Ди-джей Д-ред ПРЕДСТАВЛЯЮ(1) музыку, которая не ограничена категориями времени и пространства. Все пластинки, СЫГРАННЫЕ(2) сегодня в эфире имеют одну и ту же этикетку английской компании "Гуд лукинг", выпускающей ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЙ(3) эмбиентный и джазовый драм-н-бэйс на протяжении уже почти восьми лет. В течение четырех лет Я ИГРАЮ МУЗЫКУ(4) с этого лэйбла и это составляет одну сторону МОЕГО ТВОРЧЕСТВА(5). Другая сторона - это концептмиксы и первым опытом в этой области стал микс "Харакири", посвященный японской тематике. Сегодня вы имеете возможность услышать и может быть записать музыку, которую я не записываю, но ПОСТОЯННО ИГРАЮ(6) в Москве, будучи резидентом клуба "Пропаганда"".
      И что же мы слышим после этого вступления? Какое такое "творчество" ди-джея Д-реда? Мы слышим сведенные композиции из сборников "Good Looking Points in Time" vol. с седьмого по девятый! Дред купил сборники, смиксовал, и говорит, что уже четыре года это составляет одну сторону его творчества! Вот так "творчество"!
      Вообще ди-джеи никогда не говорят "ставить пластинку", "поставил диск", "включил", "воспроизвел". Нет! Они предпочитают говорить "сыграл", "поиграл", потому что это больше соответствует их иллюзии. (2,4,6) Этим глаголом ди-джей себя формально приравнивает, скажем, к скрипачу, который, в отличие от ди-джея, на самом деле играет музыку. Ди-джей же музыку в действительности представляет (1), он - персонификация чего-то чужого творчества, которое в силу специфики предоставляемых ди-джеем услуг полагается материалом, который имеет "качество".(3) Свои услуги, предоставляемые клубному капиталу, ди-джеи стараются не называть услугами. Это скорее "любовь к музыке", "вечеринки", "драйв", "творчество"(5) и т.п.
     
Дополнение от 20.02.2007

      Что первичнее: процесс и субъект производства, сочинения, творения музыки, которая станет виниловым диском или процесс и субъект постановки данного диска на вертушки? Кто безусловен, а кто условен? В обыденной социальной данности ди-джей первичен, именно с ним ассоциируется музыка, которая им "играется". Связано это с особенностями клубного бизнеса, найма ди-джея как работника, с характером данной отрасли индустрии развлечений, с извлечением прибыли в ночных клубах.
      Ди-джей начинает уже и сам верить в то, что он играет музыку, что он творец, неповторимая личность. Он начинает записывать свои миксы и гордиться ими так, как записывают и гордятся своими альбомами музыканты или виниловыми дисками композиторы. Возникает иллюзия ди-джейства.
 
Пишите письма: qfact@yandex.ru
Проект Sociala: документальные фильмы о социальной помощи