"ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ" КАК ПОНЯТИЕ БУРЖУАЗНОЙ НАУКИ
Доклад на конференции "Человеческий потенциал модернизации
России (стратегии опережающего развития)"
г. Москва, 20-21 апреля 2006


     Капитал есть самовозрастающая стоимость, самоприростающее богатство, выступающее в качестве такового только в определенных общественных условиях и отношениях. Капитал становится капиталом в связи с развитием товарного промышленного производства и товарного обмена, изобретением машин и технологий, дающих простор для этого развития. Капитал обретает высшую силу и являет свою подлинную сущность тогда, когда развившись до известной степени, частная собственность на средства производства приводит в движение массу крупных производителей в поисках рынков сбыта, способов уменьшения издержек и покупки дешевой рабочей силы. Поэтому понятие "капитал" представляет собой понятие именно экономическое (отражает механизм производства ценности), и социально-философское (отражает определенные общественные отношения). Однако помимо "капитала", тут и там в буржуазной науке маячит понятие "человеческий капитал", которое используется не столько для наглядности и образности, а вполне серьезно, дискурсивно. Что же это за капитал такой - человеческий?
     Может быть, это капитал, которым обладает человек? Вовсе нет. Ведь всякий капитал есть то, чем обладает и распоряжается некто, принадлежащий к человеческому роду. Следовательно, "человеческий капитал" есть понятие, которое может отражать только капитал в форме людей, живых индивидов, которые принадлежат как объективная данность владельцу капитала, ибо капитал не существует вне своего владельца или, вернее говоря, вне класса его обладателей. Впрочем, есть еще одна трактовка понятия "человеческий капитал": будто то, чем владеет человек как человек (природные склонности и способности, личностные качества, черты характера и т.п.) есть его "капитал", который он наращивает. Эту глупенькую обывательскую трактовку, очень выгодную действительным капиталистам, мы в расчет не берем, ибо она не имеет ничего общего с серьезной наукой и социальной философией.
     Итак, если "человеческий капитал" - это капитал в виде людей, которым обладает капиталист, то кто же еще может выступать в качестве такового, как не фактический собственник средств производства? И пусть скажут, что государство обладает некоторым человеческий капиталом, это ничего не отменяет в нашем понятии. В эпоху государственно-монополистического капитализма государство приобретает все больше возможностей для того, чтобы стать "совокупным капиталистом". Главное тут не путать государство и общество, так как очевидно, что "человеческий капитал общества" - то же самое, что и упоминавшийся выше "человеческий капитал человека", то есть, полная категориальная путаница.
     Таким образом, под "человеческим капиталом" в сущности может иметься в виду только одно - общественное отношение, в котором одни люди обладают другими как капиталом. Иными словами, это понятие, которым буржуазная наука, хочет она того или нет, фиксирует буржуазную форму отношений наемного рабства.
     Однако даже придя к этому, мы не на много продвинулись дальше в сущность понятия, ибо не учли главного обстоятельства - самого явления, которое этим понятием отражается. Дело в том, что собственник средств производства не может обладать "человеческим капиталом", потому что оный для собственника выступает все-таки никаким не капиталом, а купленной на условиях найма рабочей силой. Оплата этой рабочей сила есть издержка капитала, а никакой не "человеческий капитал". Чем более капиталист заинтересован в той или иной специальной квалифицированной рабочей силе для приращения своего денежного мешка и расширения производства, тем большую заработную плату он предлагает работнику на рынке труда, и этот процесс покупки не является для капиталиста никаким обретением "человеческого капитала".
     Труд и капитал - противоположности, исторически взаимно предполагающие друг друга. Труд живой не может быть одновременно и трудом мертвым - капиталом, который, как точно заметил Маркс, подобно вампиру, может существовать, лишь питаясь живым трудом. Живой труд и его непосредственный источник - человек, продающий свою рабочую силу капиталисту, в принципе не могут быть самоприростающимся мертвым трудом, то есть капиталом. Вот почему понятие "человеческий капитал" - это понятие, которое является крайне противоречивым и антинаучным. Впрочем, интересы буржуа оно обслуживает весьма замечательно, так как затушевывает противоположность труда и капитала, создает категориальную почву для всяческих ложных представлений о принципиальном равенстве классов или их отсутствии, способствует формированию науки, обслуживающей закабаление трудящихся.

"Das menschliche Kapital" als Begriff der burgerlichen Wissenschaft. Vortrag der Konferenz "Das menschliche Potenzial der Modernisierung von Russland
(Strategien der zuvorkommenden Entwicklung)"
Moskau der 20.-21. April 2006.


      Das Kapital ist selbstandig ansteigender Preis, selbstandig vergro?erndes Wert, das nur unter bestimmten gesellschaftlichen Bedingungen entsteht. Das Kapital wird zum Kapital im engen Zusammenhang mit der Entwicklung der Waren- und Industrieproduktion, dem Warenaustausch, der Erfindung der Maschinen und Technologien, die viele Entwicklungsmoglichkeiten gewahrleisten. Das Kapital bekommt die hochste Macht und zeigt sein echtes Wesen nur dann, wenn es sich zum bestimmten Grad schon entwickelte und wenn das private Produktionsmitteleigentum viele gro?e Hersteller bei der Verkaufsmarktsuche, der Mittelsuche der Verausgabungsreduktion und bei dem Kaufen der billigen Arbeitskraft in Bewegung bringt.
      Eben darum ist der Begriff "das Kapital" ein wirtschaftlicher Begriff (widerspiegelt den Mechanismus der Wertherstellung) und gleichzeitig sozial-philosophischer Begriff (widerspiegelt bestimmte gesellschaftliche Beziehungen). Aber au?er dem "Kapital" taucht da und dort in der burgerlichen Wissenschaft der Begriff "das menschliche Kapital" auf, das nicht nur fur Anschaulichkeit und Bildlichkeit gebraucht wird, sondern ziemlich ernst, diskursiv. Was ist eigentlich das menschliche Kapital?
      Vielleicht ist das das Kapital, das dem Menschen gehort?
      Gar nicht! Denn beliebiges Kapital ist das, was jemandem gehort und woruber jemand verfugt, wer selbst zum menschlichen Geschlecht gehort. Also, "das menschliche Kapital" ist Begriff, der nur das Kapital in menschlicher Form, nur lebendige Individuen widerspiegelt, die objektiv dem Kapitalinhaber gehoren. Denn das Kapital existiert ohne seinen Inhaber nicht, oder, genauer gesagt, auBer der Inhaberklasse.
      Ubrigens, gibt es noch eine Definierung des Begriffes "das menschliche Kapital": das ist etwas, was der Mensch als Mensch besitzt (naturliche Neigungen und Begabungen, personliche Eigenschaften, Charakterzuge usw.). Das ist sein "Kapital", das der Mensch vergro?ert.
      Solch eine dumme Definition, die sehr gunstig fur echte Kapitalisten ist, betrachten wir nicht, denn sie hat nichts mit der ernsten Wissenschaft und sozialer Philosophie zusammen.
      Also, wenn "das menschliche Kapital" - Kapital in der menschlichen Form ist, das dem Kapitalisten gehort, dann wer noch kann es sein, wenn nicht der echte Eigentumer der Produktionsmittel? Und lass sie sagen - der Staat besitzt ein gewisses menschliches Kapital - das widerspricht unserer Definition nicht.
      In der Epoche des staatlich-monopolistischen Kapitalismus bekommt der Staat immer mehr Moglichkeiten um zum Gesamtkapitalisten zu werden. Das Wichtigste dabei besteht darin, 2 Begriffe "der Staat" und "die Gesellschaft" nicht zu verwechseln, denn es ist offenbar, dass "das menschliche Kapital der Gesellschaft" und "das menschliche Kapital des Menschen" in diesem Fall dasselbe ist. Aber das ist ein Irrtum.
      Also, unter "dem menschlichen Kapital" versteht man nur gesellschaftliche Beziehungen, in denen einige Menschen die Anderen als Kapital besitzen. Mit anderen Worten, ist das ein Begriff, womit die burgerliche Wissenschaft, ob sie es will oder nicht, die burgerliche Form der Beziehungen der Lohnsklaverei fixiert.
      Jedoch, sogar mit diesen Kenntnissen haben wir fast nichts erklart, denn wir berucksichtigten den wichtigsten Umstand nicht - Erscheinung selbst, die der Begriff widerspiegelt. Die Sache ist die, dass der Eigentumer der Produktionsmittel das "menschliche Kapital" nicht besitzen kann, denn es ist fur den Eigentumer kein Kapital, sondern - die fur regelma?ige bestimmte Geldsumme gekaufte Arbeitskraft. Die Bezahlung dieser Arbeitskraft ist gerade die Verausgabung des Kapitals und kein "menschliches Kapital".
      Je mehr interessiert sich der Kapitalist fur diese oder jene speziell qualifizierte Arbeitskraft fur VergroBerung seines Geldsackes und Ausbreitung der Produktion, desto hoheren Lohn gibt er dem Arbeiter auf dem Arbeitsmarkt.
      Dieser Prozess des Kaufens ist fur den Kapitalisten kein Gewinnen "des menschlichen Kapitals". Die Arbeit und das Kapital sind Gegenteile, die einander historisch vermuten. Die lebendige Arbeit kann gleichzeitig keine tote Arbeit sein, d.h. kein Kapital, das wie Marx genau bemerkte gleich dem Vampir existieren kann. Dabei ernahrt es sich nur von der lebendigen Arbeit. Die lebendige Arbeit und ihre unmittelbare Quelle - der Mensch, der seine Arbeitskraft dem Kapitalisten verkauft, konnen im Prinzip keine selbstandig vergro?erte tote Arbeit d.h. Kapital sein. Eben darum ist der Begriff "das menschliche Kapital" - au?erst widerspruchsvoll und antiwissenschaftlich.
      Ubrigens, erfullt es die Interessen der Bourgeoisie ganz schon, denn es vertuscht das Gegenteil der Arbeit und des Kapitals, schafft den kategorialen Grund fur allerlei falsche Vorstellungen uber die prinzipielle Gleichheit der Klassen oder uber ihr Fehlen, fordert die Herausbildung der Wissenschaft, die die Versklavung der Arbeiter gewahrleistet.

14.03.06
 
Пишите письма: qfact@yandex.ru
Проект Sociala: документальные фильмы о социальной помощи